3 стереотипа о деловых играх

3 стереотипа о деловых играх

Как это ни банально, - спасибо Майе, надежному другу и партнеру, благодаря которому на площадке клуба состоялась уже третья игра. Прошло интересно, вызвала много динамики, дала массу материала и опыта. На сегодня уже состоялось несколько проектов, где «играли» клиенты и клиентские компании.  Последняя игра состоялась в бизнес-школе Bizmaker.

Поскольку на клубе было задано определенное количество тем, некоторые даже сгруппировались и оформились в своего рода «ЧАВО», часто задаваемые вопросы.

Как читать статью. Инструкция:

Для продвинутых и занятых: можно читать первые две строки каждого абзаца с подзаголовком «короткий ответ». Будете в курсе общих тенденций. Как глава в Википедии, которую можно достаточно бегло пробежать, чтобы чувствовать себя в тематической дискуссии на высоте.

Для въедливых, которым не жалко времени на детали: подзаголовок «подробный ответ» - это для вас. Это Википедия плюс ссылки на историю вопроса, разницу мнений, противоречия и т.д.

 

Армянин лучше, чем грузин…

Чем, ну чем лучше?

Чем грузин…

  1. Игра или тренинг, что лучше? Ну это все равно, что спор об армянине и грузине. Однако, вопрос остается, вернее, продолжает задаваться.

Короткий ответ: тренинг лучше при отстройке процессов, которые будут стабильными, повторяющими и простыми (речь идет о навыковом тренинге). Игра лучше, когда высока степень неопределенности, необходимо принимать решения, которых до тебя просто не было и нет. Так что при внешней похожести носов, наш армянин и грузин имеет все-таки разный профиль. И с этими анатомическим тонкостями придется разбираться. Для этого есть подробный ответ.

Подробный ответ:

Тренинг похож на бильярд. Да, именно на него. Несмотря на то, что план  известен, тренер каждый процесс тренинга с периодичностью в полчаса, каждый раз запускает заново, как шар. Примерился, стукнул, процесс пошел, группа «покатилась»…

Игра же это больше квест или поиск клада, где у людей есть карта и по этой карте, они достаточно самостоятельно двигаются по точкам, прописанным заранее.   Результат для игротехника известен, все возможные ходы он знает.

Соответственно аудитории для тренингов и игр несколько разные.  Не так давно  к нам пришел запрос на тренинг переговоров для зампредов банка.  Сразу стало понятно: территория запроса довольно «скользкая». Тренинг гораздо больше в традиции учебного процесса, он предполагает некоторую экспертность ведущего. Для зампредов ведущий должен быть просто недосягаемой фигурой, лучше всего какой-нибудь неместный «Пророк». В игре чуть иначе:  игроки получают карту процесса и двигаются в ней совершенно самостоятельно и результат там, как правило, очевиден. Ты либо выиграл по баллам, тугрикам и скорости передвижения, либо проиграл. Оспорить результат трудно. Нет авторитета, который дает персональную оценку. Все заложено в правилах игры. В этой связи для зампредов банка я предложила бы именно игру, в которой они могли бы быть собой. То есть действовать активно и принимать решения самостоятельно. Если необходим обучающий контекст, то игра+коучинг сессии для каждого из зампредов.

Для кого ещё игровой формат был бы эффективен? Однозначно, для маркетологов, а также рисковиков и проект-менеджеров. Маркетологам тематически показаны игры с поиском новых решений, рисковикам важно не только правильно решить кейс, но и посмотреть, как их расчеты оправдаются в «реальности», то есть возможный прогноз+30% неопределенности, а проект-менеджерам надо понять, как процесс подготовки разбивается на части, как планируется и контролируется каждая часть. А также, это крайне удобный формат для сетевых компаний, где часто надо заранее видеть потенциал лидеров, но контекст оценки подробнее в следующем пункте.

 

 

  1. 2. Что тренируем, где навыки? Тоже часто звучащий вопрос.

Короткий ответ: в игре ничего не тренируется. Навыков здесь нет. Навыки – это тренировка (читай тренинг), подготовка к Олимпиаде. А игра – это сама Олимпиада.

Подробный ответ: Игра позволяет  не тренировать, а видеть компетенции или их основу, - профессиональные качества: внимательность, умение организовать процесс, скорость принятия решений, умение рисковать.  То есть, прежде всего, – это оценка. Чаще всего – оценка менеджерских компетенций. В одной из клиентских компаний, учитывая настороженное состояние персонала, ожидающего грядущую оценку, мы предложили начать этот процесс именно с игры, в процессе которой лучшие определяются автоматически (по условиям игры), по понятным для всех критериям. Эти критерии впоследствии становятся основой  для системы компетенций,  которая разрабатывается позже. Кроме того, игровой контекст и азарт очень быстро снимает дискомфорт от процесса оценивания, делает людей более гибкими и лояльными, то есть становится профилактикой снижения эффективности от стресса оценки.

Что можно делать кроме оценки? Это могут быть стратегические и мотивационные сессии. Первое – темы управления изменениями и уровень менеджмента, принимающего судьбоносные решения, а второе – процедуры, предшествующие обучению без отрыва от работы. Чуть подробнее о втором: все популярнее становятся короткие (часовые) учебные сессии, например, для сотрудников одного отдела, где обучателем просто становится линейщик. Это наиболее безболезненно для рабочего процесса, который не теряет исполнителей на полный рабочий день, как минимум. В этом случае, то есть, когда процесс обучения растянут на неделю или несколько недель, этот процесс должен иметь хороший яркий старт. Здесь тоже оптимально дать 3-4 часовую игру, в которой ограничения и  ошибки становятся  совершенно очевидны. «И опыт, сын ошибок трудных» здесь становится лучшим мотиватором к обучению. Схема такова: игра+1 час+1 час+1 час…

 

Так симуляция или бизнес?

  1. Как сделать бизнес-симуляцию на 100 человек?

Короткий ответ: симуляции на 100 сделать нельзя, максимум на 50, на 100 – это другой формат игры. Его часто называют бизнес-анимация (но это не работа аниматоров в парках и на корпоративах). Симуляция воспроизводит бизнес-процессы и денежные (ресурсные) потоки, а анимация – культуру, атмосферу и коммуникации. Здесь может быть и 200 и 300 и больше участников. В этом месте короткий ответ перетекает в подробный.

Подробный ответ: В симуляции практически всегда создается рынок. Рынок – это деньги (или другие ресурсы) и некие схемы того, как мы «двигаем» людей и ресурсы, чтобы увеличить количество последних. Как правило, это модифицированные и адаптированные под бизнес настольные игры, типа Монополии. Количество их уже достаточно велико, но суть одна. Кроме стратегий поведения, лидерства и коммуникативных навыков здесь реализуются все навыки управления процессами и финансами. Как правило, здесь надо много считать и планировать. Это похоже на большой кейс, но если кейс, это просто задачка с правильным решением, то симуляция – это задачка, в которой это решение ты можешь проверить реальностью. В этой реальности у тебя есть конкуренты, возможность заводить партнеров и правильно на бумаге найденное решение может не сработать из-за твоей ошибки или случайности, на которую ты не сделал поправки (те самые 30% неопределенности). Симуляцию часто называют возможностью рискнуть в безрисковом пространстве. Именно этой части всегда не хватало в обучении менеджеров, имеющих МВА, прекрасно обученных на кейсах.  И именно на этом дефиците и возникли симуляции как жанр.

Чем симуляция отличается от анимации?

  • нет необходимости контролировать денежную и ресурсную массу, поэтому нет строгого ограничения по количеству людей. Существуют форматы на 500-600 участников
  • работа идет на уровне нематериальных активов: культура, лояльность, ценности, коммуникации. Возможен вариант  включения тем продвижения продуктов и стратегий продаж

 

То есть, если симуляция – это деньги и процессы, то анимация – это ценностный и коммуникативный менеджмент. Собственно Hard и Soft. Если задуматься над спецификой аудитории, то ограничение по количеству становится понятным: для симуляции – это управленцы и их не может быть слишком много по определению, для анимации - это и front- и back-office. Особенно красивым решением становится бизнес-анимация для sales- и маркетинговых конференций, крупных совещаний, мероприятий, связанных с объединением и слиянием.

 

Напоследок: мы надеемся, что и короткие и подробные ответы хоть отчасти удовлетворили вас. Чтобы не делать скучного резюме или парафраза на собственный текст, скажу так: работа и бизнес может быть как тяжелым трудом, так и азартной игрой. По большому счету, игра - это не просто формат работы, это ценность и мировоззрение. Есть мнение, что наличие последнего как раз и отличает Великие компании от просто Успешных.  Даже сейчас. Наверное, особенно сейчас.

Желаем вам удачи и удачных игр.

Надежда Червякова,

Orange-Apple

 


Последние статьи
placeRoutine('wrap_5a8c00e9e9441','node',0,'')